Автора!

Мои статьи:

От одинокой мамы со стажем (советы)

Одинокая женщина, ее ребенок и
суровая окружающая действительность


Раннее развитие - про и контра

Суррогатное материнство.
Взгляд со стороны


Компьютерные игры

Как появилась Ангелина

Обо мне пишут:

Публикация в газете "Трибуна" 27 августа 2002 года

Интервью с Оксаной С., мамой 6-х детей

У меня шестеро детей
(семья Оксаны С.)


На главную
Раннее развитие - про и контра

Раннее недоразвитие…

Любят у нас следовать моде.

Модны белые брюки, – и все поголовно – в белых штанах.Модны шанхайские барсы, пусть даже и крашеные зеленой акварелью – и все бросаются отстреливать барсов. Вспоминают девиз «Хочешь мира – готовься к войне» - и все дружно перековывают мечи на орала.

Я не случайно вспомнила нетленное произведение Ильфа и Петрова и, в частности, один из самых колоритных персонажей – людоедку Эллочку. Наверное, Эллочкина мама, ожидая Эллочкиного рождения, тоже мечтала, как ее ребенок разовьется в высокоинтеллектуальную личность и будет уметь делать то, чего она сама, Эллочкина мама, делать не научилась. Все мамы хотят, чтобы их дети были удачливее, богаче, красивее, выше, развитее и интеллектуальние, чем были они сами в том же возрасте. И прилагают к этому усилия, причем усилия, заметьте, немалые.

И вот розовенький поросеночек, которым была в детстве людоедка Эллочка, - рос-рос, рос-рос… и выросла… Впрочем, вы и сами прекрасно знаете, что выросло. Что выросло, то выросло, как справедливо было замечено в другом не менее известном произведении другого известного автора – И.Кальмана… Но не о музыке сейчас речь…

Не будем дальше теоретизировать на тему того, какие усилия прилагала к Эллочкиному развитию ее мама, тем более что история эта давняя, происходила в тридцатых годах прошлого (!) столетия, сейчас у нас и время другое, и мамы другие, и дети, а о том, какое тысячелетие на дворе, я и вовсе умолчу…

Скажу лишь, что практика традиционного, ортодоксального, выверенного многими десятилетиями дошкольного воспитания видоизменилась, и теперь мы, желающие видеть своих детей преуспевающими и счастливыми, призываем на помощь разные методы и методики, одним из которых является супермодное РАННЕЕ РАЗВИТИЕ.

Я не припомню, чтобы какое-либо новое веяние вызывало столько разногласий и споров, как раннее развитие. Сторонники пятый год возбужденно доказывают необходимость обучения только что родившегося крохи навыкам быстрого чтения и загрузки его интеллектуального потенциала под завязку, а противники не менее возбужденно возражают, мол, учились наши бабушки и дедушки читать по складам в возрасте семи лет, и вся страна была поголовно грамотной, ну уж подпись-то в ведомости каждый поставить мог.

Итак, чем же не угодил метод обучения с 6-7 лет? С физиологической точки зрения объяснение простое: мозг ребенка особенно интенсивно формируется в первые три года жизни, и обучить ребенка чтению в это время гораздо легче, чем когда мозг уже сформирован окончательно. Вроде бы логично. Но вот вопрос: а ДЛЯ ЧЕГО нам надо, чтобы двух-трехлетний ребенок начал читать? Ведь, помимо роста мозга, растут и другие органы, расположенные в голове, например, глаза. И их окончательное формирование заканчивается ну никак не вместе с формированием мозга, а значительно позже – лет этак в четырнадцать… То есть самая большая нагрузка на растущий орган зрения – глаз – приходится именно тогда, когда его развитие находится еще, практически, в начальной стадии…

Значит, формируя и развивая мозг, мы сознательно создаем опасность возникновения близорукости. Конечно, сейчас появилась масса технологий, позволяющих корректировать зрение, однако всем известно, что заболевание легче предотвратить, чем вылечить.

Допустим, ребенок не относится к группе риска по миопии и близорукость ему не грозит вообще. А гиподинамия? А сколиоз? Анемия, ранние мигрени, избыток веса и прочие атрибуты долгого сидения в неудобной позе? Да и вообще – будет ли счастлив в этой жизни человек, объективно более развитый, чем другие?

Думаю, что ошибаются и те, кто слишком ратует за новую методику, и те, кто является консерваторами в данном вопросе. Они просто мало осведомлены о НАСТОЯЩЕЙ методике раннего развития, которая подразумевает под собой не напичкивание ребенка знаниями, а гармоничное распределение нагрузки на интеллект, здоровье, физические данные, потребность в самовыражении, креативность и способность воспринимать прекрасное.

Как любая методика, раннее развитие, во-первых, обобщает то, что на протяжении многих десятилетий было достигнуто в педагогике, выбирая лучшее, что может помочь сформировать гармоничную личность и, во-вторых, создает условия для творчества.

Например, для того, чтобы почувствовать себя счастливым, маленькому ребенку вовсе не обязательно становиться обладателем дорогущей куклы Барби или навороченной приставки к телевизору. Творчески подошедшие к процессу обучения родители помогут малышу увидеть предмет для игры в коробочке из-под шоколадной пасты, или в стеблях растений, или даже в предметах, казалось бы, для игры совершенно не подходящих – в обувной коробке или пластиковой бутылке из-под воды…

Однако же неужели только сейчас, с началом двадцать первого века, мы поняли, что все эти предметы могут быть интересны для малыша? Да нет, конечно…

Вспомните уроки труда в школе, когда из желудей и спичек мы создавали забавных зверюшек, грибочки и лодочки… Вспомните обрезки пенопласта, из которых мы вырезали большие и маленькие плавсредства для кукол и мишек… Вспомните уроки лепки и выжигания, плетения макраме и вязания, да и азбуку на кубиках, где индюк изображал букву И, арбуз – букву А, ёжик – букву Ё и так далее… И цветные кубики, и разноцветные ленточки, и лоскутки тканей и меха – всё это было и в нашем детстве, но только тогда это не называлось РАННИМ РАЗВИТИЕМ, а просто считалось, что дети занимаются рукоделием и подготовкой к школе.

Таким образом, получается, что единственный плюс методики – это сдвиг во времени. Не дожидаясь, пока ребенок САМ потянется к азбуке, мы заготавливаем крышки от пивных бутылок, чтобы наполнить ими развертки кубиков Зайцева. Невзирая на возможные протесты, форсируем обучение и играем в лото на английском языке, попутно радуясь, что ребенок научился завязывать шнурки на деревянном раскрашенном башмаке.

И что?

А ничего…

Потому что ребенок, попавший в нашу простую, посконную, совет… простите – российскую школу, в течение первого же года обучения в ней будет поставлен в жесткие условия и либо так и останется «ботаником» и «белой вороной» на все десять лет, либо начнет подстраиваться под одноклассников, не обучавшихся по новомодным методикам, а спокойно проведших детство среди привычных мишек и кукол…

Значит, воспитывая менталитет «раннеразвитого» ребенка, мы должны понимать, что не упрощаем, а УСЛОЖНЯЕМ ему жизнь. Повторюсь, РАННЕЕ РАЗВИТИЕ в виде методики существует три, много пять лет… То есть не успело еще вырасти ни одно поколение, начавшее свою жизнь с изучения азбуки раньше чем появился навык пользования горшком. Нет никаких статистических данных по вопросу, насколько успешны дети-школьники, обучавшиеся этой методики перед теми, кто шел традиционным путем. Не изучено влияние на организм ребенка, на его дальнейшую адаптивность к «серой толпе». Да и - не будем мудрствовать! – методика не используется в официальной педагогике, то есть, по сути, мы говорим о чем-то абстрактном, что не узаконено какими-либо нормативными документами…

И тем не менее…

И тем не менее – хочется ведь видеть карапуза, только-только научившегося ходить, тянущего мать в сторону полки с книжками и лепечущего «читяй»… Хочется, правда?



Hosted by uCoz