Особенность проблемы познания состоит в том, что объектом познания может быть выбрано само познание. Важность метапознания очевидна - познание самого познания равнозначно познанию Всего - мы получили бы ключи к самым высоким тайнам Бытия. Достаточны ли классические методы для познания познанием самого себя? Не соблазняясь умножением и без того несметного числа “научных” определений «знания» и «познания», постараемся ПРОЧУВСТВОВАТЬ специфику проблемы познания.
Естественно предположить, что изначально мы НИЧЕГО не знаем. Неожиданно оказывается, что сделать это совсем непросто - предположение о незнании само оказывается знанием. Очевидно, что чистое незнание не может удовлетвориться примитивным “я ничего не знаю” - должно иметь место также “я не знаю, что я ничего не знаю”, и так далее до бесконечности. Бесконечность цепочки утверждений “я не знаю” заставляет сделать вывод о том, что финальное состояние “тотального незнания” не может носить умственный характер - оно может быть только особым внутренним состоянием. Легко видеть, что достижение этого экзотического «омега»-состояния, равно свободного как от “знания”, так и от “незнания”, требует прекращения внутреннего диалога, отказа от всяких мысленных определений и называний.
Принятие «омега»-состояния в качестве исходной точки нашего рассмотрения оказывается чрезвычайно плодотворным. Дело в том, что наше теперешнее состояние, каким бы далеким от состояния «омега» оно ни казалось, могло возникнуть лишь из него, в результате произошедших с ним метаморфоз. Тогда познание можно рассматривать как процесс, в ходе которого состояние «омега» эволюционировало к своему нынешнему, как бы промежуточному состоянию, в котором, по общепринятому мнению, некоторым, пусть и неполным знанием мы все же обладаем.
Посмотрим, с какими другими проблемами пересекается проблема познания. Одной из них является проблема Времени. Являясь процессом, познание с необходимостью происходит во времени. Время неявно, как само собой разумеющийся фон, ускользающий, в силу своей “очевидности”, от внимания исследователей, молчаливо присутствует во всех связанных с познанием вопросах. С другой стороны, ничто не препятствует нам рассматривать само Время как объект познания. Вывод очевиден - проблема Времени является ключевой задачей познания, разрешив которую познание познает само себя и выполнит свое истинное, хотя и скрытое предназначение. (Все возрастающее число научных работ по проблеме Времени, которое еще совсем недавно казалось абсолютно неприступным, говорит о приближении развязки). Первым признаком внутреннего овладения временем является терпение.
Другой проблемой, также тесно связанной с проблемой познания, является проблема Иллюзии. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно задуматься над нетривиальным вопросом - почему познание идет рука об руку с ошибками и заблуждениями, выявление и преодоление которых сопряжено подчас со значительными трудностями? Их наличие может означать лишь то, что ум, наш главный, как принято считать, инструмент познания, имеет нечто общее с миром Иллюзии.
Что мы знаем об Иллюзии и Реальности? Это пара взаимодополняющих противоположностей, находящих свое окончательное примирение лишь в целостности Единого. Поскольку лишь Единое обладает реальным существованием, то, с точки зрения Единого, они оба реальны. Опускаясь же на уровень, где они разделены, мы видим реальную Реальность и иллюзорную Иллюзию, как бы противостоящие друг другу. На рис. 1а в [1] они изображены положительными и отрицательными размерностями, причем Иллюзия оказывается Зазеркальем Реальности. Мы получаем парадокс, являющийся источником фантастических свойств и неуловимости иллюзии - Реальность содержит в Себе Иллюзию, хотя последняя Реальностью не является. Можно сказать, что Реальность - это та часть Сверх-Реальности Единого, которую поддерживает Истина - эманация, Творческая Воля Живого Бога, - в то время как Иллюзия есть та ее часть, которую Истина покинула и которую Она не поддерживает. Именно поэтому лишенное Истины бытие Иллюзии иллюзорно и является нереальным.
Всякое разделение Единой Сверх-Реальности, в том числе на Реальность и Иллюзию, должно сопровождаться высвобождением Энергии связи, динамический аспект которой есть Время, а статический - Пространство. Таким образом, именно Пространство-Время связывает Реальность и Ил-люзию в единство Сверх-Реальности Единого. Примером являются эллиптические орбиты планет, в одном фокусе которых пылает Солнце - Реальность, в другом же «находится» лишь пустота - Иллюзия. Сама эллиптическая орбита изображает Пространство, движение же по ней планеты, движущейся в своем собственном естественном ритме - Время.
Если трансформировать эллипс в восьмерку, то саму восьмерку можно будет сопоставить Пространству и Времени, переходящим друг в друга, причем огибающая нижний центр (Иллюзию) окружность есть Время, которое, поэтому, само оказывается как бы иллюзорным, тогда как окружность, огибающая верхний центр (Реальность), символизирует реальное Пространство. Время является высшей формой в Мире Иллюзии, Пространство - в Мире Реальности.
Присутствие мира Иллюзии как тени Реальности порождает эффект квантования (рис. 1б [1]), приводя, в частности, к дискретному тройственному восприятию Времени. Сам мир Иллюзии (нижняя окружность) становится в нашем восприятии иллюзорным Прошлым. Тогда поддерживаемую Истиной Реальность (верхняя окружность) естественно считать Будущим, которое от находящихся в Иллюзии закрыто ее мерцающей пеленой. Лишь краткий миг Настоящего оказывается точкой соприкосновения Иллюзии и Реальности - поэтому и говорят “живите настоящим” (слово “настоящее” говорит само за себя).
И, наконец, еще одна важнейшая, имеющая прямое отношение к познанию, проблема. Чтобы выйти на нее, мы должны понять, что именно вывело состояние «омега» из равновесия. Немедленно вспоминается известная всем библейская история о вкушении плода с древа познания. Именно оно оказалось разрушительным для «омега»-состояния, привнеся в него примесь знания о существовании знания и о возможности стать знающим. Как это могло произойти и почему это произошло? Имело ли “омега”-состояние силу воспрепятствовать этому, и если имело, то в чем состояла эта сила и почему оно ею не воспользовалось? Оставим пока эти и другие вопросы - для нас сейчас важно, что Змей и его возымевшая успех провокация имеют к проблеме познания самое непосредственное отношение.
Пересечение проблемы познания с проблемами Времени, Иллюзии и Змея означает, что только их совместное взаимозависимое рассмотрение может привести к решающему прояснению каждой из них. Познав, мы освободимся от познанного - став понятными, все они - и Змей, и Иллюзия, и Время - потеряют свою власть над человеком.
Что же такое Змей? В [2] дано описание Змея как Предка Бога, с которым Богу пришлось бороться и победить. Змей уже был до сотворения Мира, ибо как Предок он нес в себе опыт творения прошлых миров, которым Бог воспользовался при сотворении Мира. Бог - Властитель и Творец нынешней, Живой Реальности. Змей же как Предок является собирательным образом Творцов прошлых миров вместе с накопленным в них опытом. Царство Змея - в Прошлом. Из сказанного ранее следует, что это также - мир Иллюзии. Тогда Змей - властитель мира Иллюзии и Лжи. Становится понятно, почему Змей именуется отцом Лжи, не устоявшим в Истине. Прошлые миры, творцы которых, не реализовав творчество, исчезли из Реальности, сохраняют свое иллюзорное бытие в мире Иллюзии. Мир Иллюзии приютил в себе Прошлое - в нем обитают Тени прошлых миров и иже с ними - Смерть, Ложь, Печаль, Сон. У Змея, Властителя Прошлого, находится угаснувший творческий потенциал прошлого - тень и иллюзия реального Потенциала, и творить он может только в Иллюзии и из иллюзорной материи. В Реальности он ничего поделать не может, ибо Сила находится только в Реальности.
Теперь становится ясен интерес, проявленный Змеем к человеку - не реализовав свое творчество в прошлом, Змей жаждал творить в нынешней Реальности, к сотворению которой он имел отношение, ибо Бог творил, опираясь на прошлый опыт. Однако творить в Ней побежденный Богом Змей может только через человека, человеческими руками. Поэтому отстранив человека от самостоятельного Творчества, на которое человек имеет законное право, ибо сотворен по Образу и Подобию Творца, и, завладев его творческим потенциалом, Змей мог творить через него сам - вот истинная причина и цель его поползновений. Однако без согласия самого человека бессильный в Реальности Змей не мог бы уронить и волос с его головы. По-этому Змею и не оставалось ничего иного, как действовать хитростью и соблазнять. У человека был свободный выбор, однако соблазнившись, он добровольно шагнул в Иллюзию. Она, по законам иллюзии, возникла сразу и во всей полноте - ее вуаль как коконом отделила человека с его творческим потенциалом от Реальности.
Шагни в другую сторону, он встал бы на путь Со-Творчества и сразу оказался бы в чистом и абсолютном Знании, которое на окружности вплотную соседствует с чистым Незнанием («омега»-состояние), хотя, с другой стороны, отстоит от него на целый круг. Чистое Незнание оказывается тождественным абсолютному Знанию - если только, не претендуя на свое, приобретенное в иллюзии “знание”, оно добровольно, то есть по собственной воле и осознанно, отдается Высшему Руководству, соглашаясь быть ведомым (ведение!) абсолютным Знанием. Именно несопротивление Высшему Знанию делает чистое Незнание тождественным Ему. Воспротивившись же Воле Бога, человек выпал из чистого Незнания, поддерживаемого Истиной. Задав вопрос “почему?”, человек, вместо того, чтобы парить в чистой Вере-Знании, бросил себя в длинный и тяжелый путь по “полю человеческих мучений”. Посох, которым Змей снабдил его в дорогу, есть ум - инструмент иллюзии. Находясь в иллюзии, ум мечется между утверждениями и отрицаниями, не находя себе нигде покоя.
ИСТИННАЯ ЗАДАЧА ПОЗНАНИЯ
Теперь проясняется истинная задача познания - оно дает человеку шанс выбраться из Иллюзии. Склонность человека к познанию оказывается томлением по Реальности, ибо иллюзорное бытие неотделимо от печали и страдания, а парение в Свете Реальности - суть радость и блаженство. Это ощущения парения в Свете и есть состояние Знания, в котором дифференциация на “знание” и “незнание” отсутствует, ибо оно превышает их обоих. Знание, таким образом, является совершенным и самодостаточным внутренним состоянием, а вовсе не некоей завершенной единой теорией всего. Само наличие трудов познания говорит о нахождении в Иллюзии - труды эти являются той работой, которую приходится совершать попавшему в иллюзию для освобождения из нее. (По закону денег иллюзия должна быть “уравновешена” реальностью, чьим отражением она является, а реальностью для человека в иллюзии является только момент настоящего, ощущаемый им через труд или работу).
Крайне важно понять и учесть, что процесс познания протекает в иллюзии, и потому само познание иллюзорно. Все наше восприятие - это восприятие иллюзии, причем незнающий, но хитрый, ум творит ее еще, облачая свое незнание в вымыслы и фантазии, подменяя реальность игрой воображения. Сквозь очки иллюзии мы смотрим и на физический облик реальности, и на отношения, и на смысл жизни. Но самое главное, это иллюзия творчества - “создание ритма дает иллюзию, что человек живет и творит, но это только иллюзия, и очень печальная” [3]. Ритм же является аспектом времени...
Уже само осознание реального положения вещей имеет огромное, возможно, решающее значение, ибо Иллюзия создает у человека, находящегося в ней, устойчивую иллюзию реальности.
Задача, таким образом, далеко не тривиальна, потому что свойства мира Иллюзии парадоксальны, и выбраться из него возможно только через парадоксальное мышление (является ли иллюзией возможность выбраться из иллюзии?).
Или еще - можно ли ЗАБЫТЬ приобретенное некогда “знание” о “незнании”, или иначе - ВСПОМНИТЬ прежнее чистое недифференцированное состояние? На первый план выходит проблема Памяти - аспекта все той же проблемы Времени. Однако вернуться к былому «омега»-состоянию нельзя - во-первых, ввиду отсутствия повторяемости, а во-вторых, потому, что это было бы равнозначно погружению в прошлое. Фактически это означает, что забыть невозможно. Тогда нет иного выхода, как сотворить нового себя, новое, более высокое и также недифференцированное состояние, в котором мы будем точно знать, что ничего не знаем, а потому знаем Все! Оно достойно заменит прежнюю формулу «омега»-состояния, которое не знало, что оно ничего не знает, и потому было подвержено соблазнам. Сотворить НОВОЕ - значит воспользоваться реальным творческим потенциалом, заложенным в нас, значит осуществить самостоятельное реальное творчество, которого хотел нас лишить Змей. Поэтому выберется из Иллюзии не тот, кто туда входил, но человек обновленный и преображенный, сумевший даже эту негативную, казалось бы, ситуацию использовать во благо.
Иллюзия не может быть всесильной - напротив, она черпает силу в нас самих. Поэтому должны иметься возможности как установления факта нахождения в ней, так и отыскания путей выхода из нее. Кроме того, задача эта жизненно важна - Иллюзия имеет свойство убывать, поэтому мир Иллюзии рано или поздно исчезнет, и из него необходимо выбраться как можно быстрее, иначе придется исчезнуть вместе с ним, ибо все, что в нем, так же иллюзорно.
Обсуждение возможностей выхода из иллюзии мы отнесем к последующим докладам.
Литература.
1. А.М.Придонов “Обретение Сути” М. “Фолиум”, 1999
2. В.П.Гоч “Первая Книга Принципов” М. ИПА “Три Л”, 1993
3. В.П.Гоч “Путь за Тантру” Ашгабат “Ылым”, 1992