О ПРОБЛЕМАХ ПОЗНАНИЯ.
А.М.Придонов (г.Таллин)
Как наиболее эффективно помочь человеку встать на путь познания, как уберечь его от тяжелых ошибок на этом пути? С этой целью в настоящей работе реализуется следующая программа: Во-первых, путем простой и убедительной логики подвести читателя к пониманию безусловной необходимости познания, его истинной цели и его методов. Во-вторых, руководствуясь той же логикой, раскрыть действительное содержание важных, но, как правило, превратно толкуемых аспектов познания - к их числу относится также описание механизма воздействия внешней силы на настройку сознания. В третьих, показать недостаточность рационального мировоззрения и подвести читателя к выводу о существовании Тайны. В четвертых, предлагается путь самостоятельного метапознания как оптимальный способ повышения уровня внутренних вибраций.

“Познание - третья ступень (после Мастерства и Веры) Пути к духу. Средство преображения человека в нового (Кол. 3:10; Еф. 4:22-24). Обеспечивает отработку кармы и условия второго рождения (Иоанн. 3:3-5)” (В.П.Гоч, С.В.Белов, “Теория причинности”, стр. 285).
“Истинное Знание - единственное, что еще может помочь вам выбраться шаг за шагом из болота рассудочного самомнения, ибо вы уже не можете стать как дети в Духе. Сегодня у вас нет ничего из того, что необходимо, чтобы отдаться Высшему Руководству без малейших возражений, с Детской Непосредственностью и Доверчивостью... А стало быть, у вас остается только Один Путь к Спасению - Путь Истинного Знания, ведущий от Веры к Убежденности!” (Абд-Ру-Шин, “ В свете Истины”,Т2, стр. 432).

Человек в своей повседневной жизни не сталкивается с необходимостью размышлять над космическими вопросами. Как же ему понять необходимость высокого познания, не обращаясь к нему самому? Кто поможет ему разорвать этот заколдованный круг?

Проблема помощи.
Внешняя бесхитростность проблемы помощи скрывает под собой одно из самых ужасных заблуждений. Людям упрямо мерещится, что они могут получить что-либо абсолютно безвозмездно. Если бы подобное произошло хоть единожды, то был бы создан разрушительный прецедент. Принцип справедливости был бы попран, и для его восстановления все должны были бы немедленно получить всё, что, разумеется, абсурдно. Кроме того, должен работать закон непрерывности потока - сколько пришло, столько же и ушло, созвучный принципу - “за все надо платить”.
Рассмотрим проблему помощи применительно к познанию. Чем можно помочь человеку, принципиально отказывающемуся познавать, не нарушая при этом его пресловутой свободы воли? Можно ли, к примеру, даровать ему плоды познания, которые сам он, пусть по невежеству, отвергает? Такая возможность, в свете вышесказанного, должна быть исключена в принципе, и не только по причине ее несправедливости, но и потому, что в этом случае само познание, без которого вдруг оказалось возможно обойтись, становится необязательным и ненужным. Для того, чтобы избежать всего этого, достаточно допустить, что реальную ценность для человека имеет не столько результат, сколько сами труды познания, которые, очевидно, могут иметь смысл принципиально лишь в его собственном исполнении. Никто не сможет исполнить их за него хотя бы потому, что в этом случае они станут трудами того, кто их исполнит. Тогда, поскольку результат этих трудов не имеет значения, то он не может быть никаким иным, как только, в некотором смысле, нулевым - человек познает лишь то, что он ничего не знает. Зато сами труды познания, совершенные человеком, явятся ключом к чему-то поистине важному, и двери, до того закрытые наглухо, окажутся распахнутыми настежь.
Становится понятным, в чем заключается помощь внешних сил - ничего не делая за человека, они помогают ему тем, что создают ему, в согласии с его свободной, но невежественной волей, такие внешние условия, которые вынуждают его совершать работу, мало-помалу приближающую благословенный час его прозрения. Его свободная воля гарантирована от посягательства тем, что находящаяся повсюду внешняя помощь оказывается сама по себе пассивной. Вывести ее из состояния покоя и привести в движение могут только неправильные действия самого человека. Это вполне логично, потому что действующему правильно помощь совершенно ни к чему. Тогда внешняя помощь должна являть собой эталон правильности - окончательно ее можно понять как покоящиеся совершенные законы мироздания. Нарушивший их тем самым заявляет, что нуждается в помощи; приводя их в действие за свой счет, человек посредством отрицательной обратной связи помогает, фактически, сам себе. Но, в то же время, помощь, столь деликатно оказываемая совершенными законами, поистине грандиозна - они помогают нам удержаться на истинном пути. Совершенные законы, таким образом, управляют не управляя - мы видим пример действия универсального принципа: тончайший путь истины пролегает между Сциллой и Харибдой.
Поняв это, мы должны всеми силами отбрасывать убаюкивающую самоубийственную мысль, что кто-то может хоть что-нибудь сделать за нас, не впадая при этом в не менее ужасную ошибку, отрицая безусловную необходимость помощи свыше.

Проблема времени.
Остается самая важная проблема - проблема времени. Может ли помощь оказываться сколь угодно долго? Терпение совершенных, покоящихся в вечности законов, разумеется, безгранично. Но упрямо совершающий ошибки человек может загнать сам себя в безвыходный тупик. Тогда может произойти коллапс, и возникнет черная дыра, и свернувшаяся тьма накроет собой Искру Вечной Жизни... Погасшая звезда.
Существует ли механизм ее расколлапсирования, расконсервации? Пусть каждый думает об этом сам, и в самостоятельных размышлениях на эту тему я вижу последнюю реальную возможность для человека пробудиться. Ясно одно: спасение утопающих - дело рук самих утопающих!

Метапознание.
С чего должен был бы начать человек, решивший обратиться к познанию? Здравый смысл подсказывает - вначале надо определиться с объектом и методом познания, решить, что и как ему следует познавать - иначе говоря, человек должен обратиться к метапознанию. Метапознание - это познание познанием самого себя. Отсюда следует целостность метапознания. Метапознание - это основополагающие самодостаточные Принципы, в русле которых само познание сможет правильно развиваться. Метапознание - это место средоточения истинного знания - обычное познание, начавшись стихийно, неизбежно возвращается к своей исходной точке - к незнанию. Однако возникающая при этом замыкании вспышка света озаряет путь к метапознанию, и пройдя по нему, мы не только осознаем прежние ошибки, но и увидим истинную цель и ведущие к ней пути.

Некоторые выводы метапознания:
- принцип соединения противоположностей: всякие противоположности взаимодействуют, превращаясь друг в друга. Символически это изображается “восьмеркой”, верхняя и нижняя окружности которой соответствуют взаимодействующим противоположностям. Центр “восьмерки”, или точка соприкосновения окружностей, есть место их взаимопревращения - эта точка символизирует Тайну, без решающего участия которой не может осуществляться непостижимая трансформация.
- во внутреннем - Тайна, Сила, Суть, иррациональное, истинное знание; во внешнем - Форма, рациональное, псевдознание.
- ответ на любой вопрос будет истинным тогда, когда в нем будут равно учтены и «да» и «нет», и сам он, воспарив на крыльях творчества, окажется над ними.

Спросим у рядового человека, что он понимает под познанием. Ответ - «исследование внешнего мира», не назовешь парадоксальным. Но что он понимает под «внешним миром»? Выясняется, что он всего лишь абсолютизирует свой чувственный опыт, простодушно принимая видимое за действительное. Он и не подозревает, что то Неведомое, которое он собирается познавать, и тот мир повседневности, который является ему ежедневно в его чувственном опыте, есть далеко не одно и то же. Веру в чувственные факты очень трудно поколебать даже самыми убедительными доводами. Лишь с высоты метапознания становится ясно, что мир с любого уровня сознания не может не казаться абсолютно реальным и непротиворечивым - но не потому, что он такой и есть, а потому, что таковым его делает наше восприятие. Оно действует как избирательный фильтр и, фактически, конструирует из Непостижимого тот мир повседневности, который мы и воспринимаем.
Этот вывод метапознания имеет поистине космическое значение. Из него следует, что поиск истинных знаний во вне является ошибочным - их там попросту нет. Познание, обычно направленное во вне, должно быть переориентировано во внутрь, на расширение собственного сознания - этим вся проблема познания ставится с головы на ноги. Причиной движения во вне является блокирующая внутреннее самопознание и широко распространенная эгопозиция. Даже изучая самого себя, умственный человек все равно познает себя как нечто внешнее - его знание о самом себе имеет все тот же, типичный для умственного знания вид формул, моделей, схем.
Малейшее движение во вне запускает круговой путь рационального познания, на котором человек с необходимостью встретится с умственными, абстрактными, утратившими целостность, псевдознаниями. Намереваясь приобретать знания, находящиеся «где-то там», мы должны иметь возможность переместить их оттуда. Умственные, абстрактные знания как раз и обладают требуемым свойством - их можно перемещать и хранить в памяти.

Проблема обучения.
Приобретение знаний во вне возможно, вообще говоря, двумя способами: путем самостоятельного исследования, и путем обучения. Это - другой вариант проблемы помощи и самостоятельности. Принято считать, что второй путь гораздо легче - не так уж трудно идти по тропе, проложенной другими. В то же время эффективность его представляется ничуть не меньшей; прочтенное и услышанное кажется понятным, или, по крайней мере, сравнительно легко доступным пониманию. Но не кроется ли тут тонкой ловушки, в которую попадаются в большом количестве наивные простаки? Споров нет, ведущий самостоятельное исследование имеет дело с Неведомым, но и перед учеником, изучающим его наследие, также стоит Неведомое. Разве ученик не является одновременно исследователем, а исследователь - учеником?
Ловушка срабатывает, если под обучением понимать запоминание. Именно здесь раскрывается негативная роль памяти. Она приходит на “помощь” тем, кто считает себя неспособным к самостоятельному исследованию. Познание для них тождественно запоминанию учебного материала и его внутренней логики, и подтверждается способностью связно изложить все это на экзамене. Благодаря своей механичности оно кажется соблазнительно легким - минимальный труд, которого требует запоминание, не идет ни в какое сравнение с трудом исследователя-первопроходца.
Опасность этой политики видна невооруженным глазом. Преувеличение роли памяти ведет к атрофии самостоятельности и угасанию творческого начала. Чувствуя себя беспомощным перед бесконечным многообразием и непредсказуемостью жизни, человек ищет, но не находит убежища за стенами алгоритмов, уставов и инструкций.

Истинная задача метапознания.
Что, в конце концов, дает нам накопление внешних умственных и абстрактных знаний? Будучи внешними, они и годятся только для внешнего - затронуть внутренний мир человека они не в состоянии. И действительно, опирающаяся на них технологическая цивилизация вносит во внешнюю жизнь человечества огромные изменения, в которых хочет видеть залог его благополучия, комфортности и безопасности. Однако человек, не повысивший уровень сознания и этики, в своих интересах и инстинктах оставшийся все тем же дикарем, попросту не сможет воспользоваться ее достижениями, непременно извратит их и обратит во зло - внешние достижения не приносят счастья, по крайней мере, надолго. Простая мысль о том, что решение внешних проблем кроется внутри, что внешнее - это лишь отражение внутреннего, и внутренний негатив непременно сформирует тяжелые внешние обстоятельства, никак не дается человеку. Внутреннее является источником внешнего, а не наоборот. Вновь мы приходим к сделанному ранее выводу - необходимо внутреннее положительное изменение самого человека - в этом и состоит истинная задача метапознания.

Итак, задача определена. С чего начинать ее решение? В первую очередь крайне важно избавиться от того, что ему радикально препятствует - от цепкого заблуждения, будто механическое запоминание систематизированных абстрактных знаний и есть наш внутренний рост. Расчет на внешнее умственное знание бесполезен - ни знание того, что существует доброта, ни даже знание того, что быть добрым хорошо, не делает нас добрыми фактически. Доброта наших поступков не может родиться в результате лихорадочного перебора хранящихся в памяти вариантов поведения, подобающего доброму человеку. В решительный момент, когда ситуация потребует действовать немедленно, в реальном масштабе времени, “знание” тут же вылетает из головы, или оказывается неадекватным ситуации, которая никогда не повторяется. И дело тут не только в забывчивости, недостаточном объеме или медлительности памяти - истинных знаний в ней попросту нет. В самом деле, откуда нам знать, каким должен быть добрый человек, если сами мы недобры. Опираясь же на костыли медлительного умственного псевдо-знания, мы неизменно оказываемся в прошлом относительно реальной ситуации - мы живем не в том, что “есть”, а в том, что “было”. Бичуя себя за упущения и анализируя ситуацию задним числом, но не видя ничего иного, мы ищем выход в составлении более подробного перечня возможных действий. Но это, в конечном итоге, еще больше перегружает память, лишь увеличивая разрыв между нами и бесконечно переменчивой реальностью.

Внутренняя Тайна.
Ясно, что изменения должны произойти на глубочайшем внутреннем уровне - добрыми должны стать мы сами, и только тогда совершение добрых поступков не вызовет никаких затруднений, ибо оно станет нашим естеством. Ничего этого не произойдет, если мы будем упорно ориентироваться на привычные внешние методы - умственные и рациональные; вновь и вновь мы должны укреплять себя в мысли, что алгоритмического, механического решения этой задачи не существует.
Как же тогда ее решать? Что делать? Чрезмерное число подобного рода вопросов говорит о надежде человека получить некие мифические инструкции, добросовестное, но механическое выполнение которых сняло бы с него бремя самостоятельного творчества. Возникает дилемма: продолжать давать нескончаемые объяснения - значит вычерпывать воду решетом, поскольку проявлений доброты, причем внешне противоречивых, существует бесчисленное множество; действующий последовательно ум просто не в состоянии обозреть и удержать все это одновременно. Прекратить объяснения и игнорировать дальнейшие расспросы, ответов на которые во внешней рациональности все равно нет - значит согласиться встречать внештатные ситуации, уповая лишь на внутреннюю иррациональность - на самостоятельное творчество. Другого выхода нет - мы должны сотворить себя.
Водворив внешнее на подобающее ему место, мы увидим то, что оно так долго скрывало - внутреннюю Тайну. Огромное достижение для человека, если он приходит к неопровержимому выводу о ее существовании. Тайна находится внутри нас, и нет ничего удивительного в том, что нам следует довериться Ей. Отдернем скрывающую Ее завесу внешнего, и Она засияет, непостижимая умом, но такая живая и бесконечно близкая. Тайна индивидуальна, ибо тайна, известная двоим - уже не Тайна. Непостижимость Тайны рождает смирение, а вместе с ним - иное миропонимание. Тогда становится понятно, что мы должны стать Тайной самих себя, ощутить, осознать себя Ею.

Путь метапознания.
Как же стать Тайной? Это - такая же Тайна, и это исключает расчет на рациональные алгоритмы, с железной неизбежностью приводящие к Ней всякого желающего. Можно сказать лишь, что необходимое изменение себя заключается в расширении сознания, или, что то же самое, в необратимом изменении настройки внутренней частоты вибраций.
Для любого изменения, по определению, нужна сила. Она также берет свое начало во внутреннем иррациональном. Обретение силы равнозначно восстановлению “восьмерки”, что означает восстановление равновесия во взаимодействии противоположностей. Тогда они смогут гармонично преобразовываться друг в друга, а это и означает рождение Тайны, ибо только при Ее участии и возможно это преобразование.
По ряду причин наиболее удобно восстанавливать равновесие противоположностей, непосредственно связанных с метапознанием - в пользу этого свидетельствует сама суть слова «мета» - место Тайны. При этом происходит также и гармонизация всех рассмотренных выше пар противоположностей: ученик - исследователь, помощь - самостоятельность, внешнее - внутреннее. Восстановление равновесия в мета-познании - познании Принципов познания - предполагает парадоксальное сочетание полной самостоятельности исследований, такой, как если бы мы были первооткрывателями, с периодическим выверением своих выводов по высоким источникам. Размышление же о высочайших проблемах бытия гарантирует силе нужное направление. Всю работу рекомендуется делать в письменном виде, и можно не сомневаться в том, что это работа не одного дня.
Творческий подход меняет отношение к первоисточникам. Они становятся вехами, контрольными точками растущего собственного понимания. Слова мудрых станут понятными только тому, кто сам стал мудрым. Слова, которые мы читали до этого сотни раз, станут воистину понятными и оживут только тогда, когда мы вдруг уловим в них знакомую мелодию, которую уже сочинили мы сами. Тогда мы ощутим глубокую сердечную радость от встречи с тем, кто уже прошел путями, на которые мы только удостоились вступить. Теперь мы знаем, что не одиноки в своих поисках, мы видим ободряющую улыбку Друга и Учителя. Формальный смысл слов и банальное содержание фраз растворяется в прозрачном источнике, и сердце начинает учащенно биться, ощутив прикосновение Тайны.
Истинность своих собственных выводов, слившихся в резонансе с прочитанным, породит неповторимые по интенсивности переживания. Истина узнает сама себя, и во вспышке озарения родится сила и произойдет таинство изменения настройки сознания.
Самостоятельные размышления становятся внутренней работой человека, которая рождает личную силу - необратимо подняв человека на более высокий уровень осознания, она навсегда останется с ним.
Ощущение внешней, физической работы нам хорошо знакомо - мы чувствуем ее как напряжение своих мышц. Как же ощущается работа внутренняя? Представим себе, что мы размышляем над решением парадоксальной задачи. Все известные рациональные способы исчерпаны, задача выглядит неразрешимой. Однако даже в этой тупиковой ситуа-ции, когда самодовольный ум смущенно умолкает (необходимость успокоения ума!), в нас, в самом центре груди, ощутимо напрягается что-то неуловимое и неописуемое, и настойчиво продолжает свою невидимую работу...

Действие внешней силы.
Представление о вибрациях проясняет механизм воздействия внешней силы на настройку сознания. Что имеется в виду? Хорошо известно явление, когда слушая или читая, особенно что-нибудь авторитетное, мы немедленно проникаемся убеждением, что сказанное или услышанное понятно нам во всей полноте, со всеми подробностями. Лишь по прошествии времени, изрядно поработав над полученным материалом, мы неожиданно обнаруживаем, что почти за каждым словом, которое первоначально казалось однозначно и элементарно понятным, вдруг открывается глубокий, до того совершенно невидимый смысл. Это может повторяться не раз и не два, и каждый раз мы с удивлением будем наблюдать рождение все нового и нового смысла как бы из ничего. Значит, при первом чтении мы не видели и малой доли скрытых богатств - мы смотрели, но не видели, слушали, и не слышали. Почему же тогда, услышав все это впервые, мы были так искренне уверены? Обычно это объясняется по-верхностностью восприятия, но поверхностно, скорее, само это объяснение.
Вибрации, какие угодно, должны подчиняться законам теории колебаний, к числу которых относится и так называемый эффект захвата частоты, или синхронизации. Когда человек слушает или читает, на его внутренний источник вибраций воздействует сила, стоящая за словами, прочитанными или услышанными. Вибрации этой силы, даже отличающиеся по частоте, могут, за счет указанного эффекта, перестроить частоту наших внутренних вибраций, повысив ее значение к своей частоте. Произойдет та самая перенастройка вибраций, которая иначе означает расширение сознания - тогда мы действительно предельно ясно воспринимаем сказанное и услышанное, и ощущение не обманывает нас. Только вот досада - явление это обратимо, и настройка осознания, как только действие силы прекратится, тут же вернется в исходное состояние. “Хотя и дается слово тому, кто слышит его, но принадлежит тому, кто говорит!”. (Экхарт). Тогда только память о пережитом понимания будет поддерживать в человеке ложную уверенность, что он все понимает и сейчас.
Несравненно большая сила стоит за тонкими методиками. Они также поднимают уровень вибраций человека до своего, куда более высокого уровня. Быть может даже, что большая амплитуда перестройки приводит к большей пластичности внутреннего источника вибраций, освобождает его, облегчает человеку дальнейшую работу по расширению своего сознания. Но только облегчает - самостоятельная внутренняя работа остается неотменяемой, и при ее отсутствии возвращение настройки в первоначальное состояние неминуемо.
Неправильно понимая эти реалии, имея искаженное представление о помощи вообще, люди видят в помощи извне прямо противоположное, то, что им больше всего по душе - средство избежать внутренней работы. В основном они рассчитывают запросто улучшить свои внешние обстоятельства. Это - иллюзия. За все, как известно, надо платить, и платой человека является таинство его творческого, созидательного труда. Помощь лишь открывает пути - идти же по ним необходимо самому.

Как идти человеку дальше, если иссяк живой импульс, который вложила в него Жизнь, кто напомнит ему о Матери его? Только Любовь, что сильнее смерти! Потому и сказано - возлюбите...! Ибо Любовь дает Жизнь, и кто предаст Любовь, тот предаст Жизнь. И если в упавшем не угасла Ее последняя Искра, то Жизнь узнает Сама Себя, и пламя возгорится вновь! Тогда, воспрянувший духом и непобежденный, человек перевалит упирающиеся в ночное небо ледяные вершины и спустится в Цветущую Долину, где радостно бьет ключом освобожденный Источник Жизни.


Hosted by uCoz